КП «Наше місто» обязано контролировать проведение капитальных ремонтов жилого фонда Запорожья на всех этапах.

0
807

Свое видение и компетентное мнение о системной работе, проблемах и перспективах содержания и обслуживания многоквартирного жилого фонда Запорожья высказал технический директор  КП «Наше місто» Сергей Хамула.

– Сергей Петрович, насколько часто жители Запорожья высказывают претензии по поводу проведения капитальных ремонтов?

– В среднем мы получаем от 3 до 5 обращений в неделю о некачественном проведении капремонтов. Что мы делаем в таких случаях? В первую очередь, собираем комиссию с представителями департамента по управлению жилищно-коммунальным хозяйством (ДЖКХ – ред.) для выяснения причин некачественно выполненной работы.. В ее состав обязательно входят руководители и мастера территориальных отделений КП «Наше місто». Хочу подчеркнуть, что качество выполненного капремонта зависит от правильности составления дефектной ведомости и технического задания на этапе проектирования, а также – от исполнения договорных обязательств самим подрядчиком.

– Кто составляет техническое задание на проектирование?

– Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, следует обратиться к Уставу нашего КП, чтобы четко понимать задачи и функции предприятия. У нас в хозяйственном введенье находится весь «коммунальный» жилой фонд города Запорожья, хозяином которой является территориальная громада в лице ДЖКХ. Поэтому техническим заданием на проектирование в том или ином доме занимается или ДЖКХ, или же управление капитального строительства (УКС – ред.). Зачастую техническое задание формируется на основе Титула капитального ремонта, который не может быть сформирован без проектных решений. Всему этому предшествует составление дефектной ведомости на основе актов весеннего и осеннего осмотра жилого фонда.

– Если взять для примера конкретный адрес – улица Сергея Синенко, 65. Там есть и проектант, и подрядчик. Не проще ли заказывать проект и работы у одной фирмы, чтобы не вышло разночтений и нестыковок по техническому заданию, как в данном случае?

– Однозначно это было бы идеальной моделью для нашего коммунального хозяйства. Но зачастую та не получается. Это тоже вопрос к  УКСу: почему один подрядчик делает одно, другой другое, а затем кивают друг на друга? Мало того, я считаю, когда разрабатывается проектная документация или на проведение капитального ремонта или на реконструкцию, то в любом случае балансодержатель должен присутствовать или хотя бы принимать консультативную роль в уточнении деталей на проектирование. Потому что очень часто проектанты берут в работу дефектные ведомости, не выезжая на место, а это, я считаю, грубое нарушение. Надо выходить на место и смотреть по факту, с чем мы сталкиваемся.  Очень хороший пример Сергея Синенко, 65. Здесь изначально неправильно составлено техзадзадание. По ремонту подъезда мы видим, что не было предусмотрено в техзадании ни сбивки масляного покрытия, ни грунтования специальными составами, которые повышают адгезионные свойства лакокрасочных материалов при нанесении слоя масляной краски.

– То есть если бы по этому адресу проектантом и подрядчиком была одна и та же организация – работы выполнились бы качественней?

– Скажу больше – если бы Заказчик, Проектант и Подрядчик были бы в одном лице – то было бы еще лучше. Но так как наша система ЖКХ предусматривает, что ДЖКХ или УКС, работают с рядом проектных организаций и рядом подрядных организаций, но при этом мы не являемся распорядителями бюджетных средств, то и на ситуацию в целом мы никак влиять не можем.

– А как в такое случаем коммунальное предприятие «Наше місто» может влиять на подрядчиков, занимающихся выполнением капремонтов?

– Это один из вопросов, который требует разъяснения в УКСе и ДЖКХ. Уверен, что в ходе приема объекта – подписании актов выполненных работ, одним из подписантов должно быть КП «Наше місто». Хотелось бы, чтобы при приеме капитального ремонта приглашали представителя «Нашего міста», чтобы вместе с комиссией он ходил и проверял и соответствие проекту, и качество выполненных работ. Это, в свою очередь, сэкономит время мастеров данного участка, ДЖКХ и УКСа, чтобы они уже после не отвлекались на данный объект. Я также считаю, что в эти комиссии должны входить представители домовых комитетов, что, собственного говоря, предусмотрено законодательством. Жители имеют полное право контролировать качество выполнения ремонтов в их же жилье.

– Следует ли привлекать такие комиссии для выбора подрядчика на проектирование или выполнение капитального ремонта?

– При выборе подрядчика на ремонтные работы мы можем давать только рекомендации в виде официальных писем. Иначе нас могут обвинить в лоббировании чьих-то интересов. Но при приеме, или при составлении техзадания – да, я согласен, наши представители должны присутствовать. Так же как и при составлении дефектной ведомости, поскольку есть виды капитальных ремонтов, которые не требуют проектных решений, но при этом используется хорошо развернутая дефектная ведомость. Их составлением, в том числе, занимается и КП «Наше  місто». Но есть одно «но» – пока она дойдет до ДЖКХ или УКСа, может быть видоизменена. Вот этого допускать ни в коем случае нельзя, потому что детали надо отображать правильно.

– Касаемо подрядчиков – КП «Наше місто» может как-то влиять на их подбор ДЖКХ или  УКСом?

– Мы можем только давать справочную информацию о том или ином подрядчике, ведь в тендерах зачастую принимают участие те, с кем мы и так работаем. Было бы идеально, конечно, чтобы Департамент у нас запрашивал информацию о мощностях, технических и кадровых возможностях подрядчиков, результатах их деятельности и компетентности в выполнении текущих ремонтов. Однако, пока этот вопрос никак не урегулирован и такую информацию у нас никто не запрашивает.

– Какова же тогда роль КП «Наше місто», которое полностью отвечает за обслуживание и содержание жилого фонда, однако не имеет серьезных рычагов влияния на организацию и ход проведения капремонтов?

– Во время проведения капремонтов мастера территориальных отделений КП «Наше місто» обязательно должны выходить на объекты, где контролировать качество выполнения работ, качество используемых материалов, проектных решений и, естественно, соблюдение норм пожарной безопасности и охраны труда.

– Как КП «Наше місто» может повлиять при приемке капитального ремонта, если обнаруживаются видимые дефекты?

– Повторюсь, на сегодняшний день наша степень воздействия – это создание комиссий для установления фактов некачественно выполненного капитального ремонта, который уже завершили. К сожалению, никаких рекомендаций и заметаний в процессе капитального строительства мы до этого не давали, нас не спрашивали и от нас не требовали, так как УКС или ДЖКХ решают эти вопросы посредством своего сертифицированного технического надзора. Они ссылаются на норму закона, согласно которой – если технадзор проверил и одобрил, тогда больше никто не должен, и не обязан проверять. Технический надзор осуществляется от заказчика, а заказчиком является или ДЖКХ или УКС. Конечно, хотелось бы, чтобы эта функция контроля распределялась и на КП «Наше місто», хотя бы в каких-то промежуточных этапах. Желательно – на этапах скрытых работ. То есть технических работ, которые мы видим на бумаге, а зрительно проверить не можем. Они должны были бать в техническом процессе – например, грунтовка. При этом технадзор в виду своей занятости, или еще каких-то факторов не может физически проверить все объемы, которые требуется подтвердить актом скрытых работ. Акты скрытых работ они очень важны и обширны, потому и составляются. Именно поэтому присутствие подписи мастера территориального отделения должно быть обязательным. К составлению этих актов стоило бы привлекать представителей терротделения в составе комиссии, то есть до десяти человек, а также, снова повторюсь, – представителей домовых комитетов.  Чем больше будет публичности в данных мелочах, тем меньше потом будет проблем с капитальным ремонтом!

– Если дом с некачественно выполненным капитальным ремонтом все-таки принят? Жители вряд ли будут выяснять все тонкости и зоны ответственности вашего КП, ДЖКХ и УКСА?

–  Действительно, в первую очередь, именно КП «Наше місто», как балансодержатель жилого фонда, получает основной массив негатива от жителей. Как следствие, – масса обращений и жалоб к нам, в ДЖКХ, в приемную мэра.

– Ведь если капремонт выполнен некачественно, то текущий ремонт придется делать намного раньше, чем при качественно выполненном капремонте?

– Естественно. При некачественно выполненном капитальном ремонте уменьшается срок его периодичности. То есть, если бы работы были выполнены так, как это положено, то мы о проблемах на данном объекте могли бы «забыть» минимум лет на пять-десять. А в случае некачественного исполнения работ мы, например, будем обязаны начать по новой шпаклевать стены уже через год.

Стоит понимать, что единожды некачественно выполненный капитальный ремонт может повлечь за собой намного больше затрат по содержанию дома, чем отсутствие вообще какого-либо ремонта.  Все потому, что текущий ремонт (за данный вид ремонта отвечает именно КП «Наше місто» – ред.) подразумевает поддержание дома в состоянии, которое он получил после капитального ремонта. А если в техзадании было прописано высокое качество исполнения работ, а по факту мы получили работы низкого качества, то текущим ремонтом мы должны будем компенсировать все недоработки, обеспечив поддержание высокого качества.

Что касается инженерных сетей, то там есть такие понятия, как некачественный материал, некачественный металл, некачественные сварные швы, а есть и другие – высококачественные материалы и идеальные швы. Срок службы коммуникаций от этого также существенно варьируется.

Опять же, при составлении дефектной ведомости в ходе проектирования следует обращать внимание на качество предлагаемых для использования материалов. Если исполнитель работ увидел в проектных решениях минусы, то он должен в письменном виде уведомить проектанта о том, что это может привести к ухудшению технологического процесса. Эти моменты должны отслеживаться или же на уровне составления дефектной ведомости, или же на уровне Департамента при составлении техзадания на проектирование, или же самим проектантом.

Повторюсь, для того чтобы понимать – качественно или некачественно выполненный ремонт, мы, я имею ввиду КП «Наше місто», должны контролировать его на всех этапах, чего сейчас, к сожалению, нет.

 

–  Сергей Петрович, какой, на Ваш взгляд, должна быть оптимальная модель проведения капитальных ремонтов?

– Во-первых, должны быть высококачественные всеобъемлющие акты весенне-осеннего осмотра, на основе которых формируется правильный срез информации о состоянии жилого фонда. Благодаря актам осмотра мы можем сформировать титул КР, распределить: что мы можем отнести к текучим, а что – к капитальным ремонтам.

Далее – формирование титула капитальных ремонтов. Когда мы сформировали титул и все необходимые данные подали в ДЖКХ, роль нашего предприятия на этом не должна заканчиваться. Мы должны входить в комиссию по приемке капремонта, и наш мастер должен иметь возможность осуществлять контроль за проведением капремонта, хотя бы на этапе выполнения скрытых работ. В данный момент наши мастера могут осуществлять только визуальный контроль и делать устные замечания, на которые, буду откровенен, практически никто не реагирует. Пытались делать замечания и в письменном виде, но это проблематично, потому что кроме самого замечания мы должны предоставить еще и проектную документацию, подтверждающую наличие нарушения. Поскольку у наших мастеров такой документации нет, то подавать замечания мы можем лишь на основе одного только опыта мастера, который знает, как должно быть сделано согласно нормам и стандартам. А это в корне не правильно и на такие замечания чаще всего нет никакой реакции.

 

ЗАЛИШТЕ ВІДПОВІДЬ